Обязательная маркировка шин и автопокрышек 2020
С 1 декабря 2019 года в РФ начала действовать обязательная маркировка автомобильных шин и покрышек, согласно которой все участники обязуются регистрировать данные в единой системе «Честный Знак».
По данным Fior Markets до 2026 года рост мирового рынка шин увеличится на 7,19%. Самые высокие показатели прогнозируются на Азиатском рынке, за счет повышенного спроса на автомобильную продукцию и стремительному экономическому подъему.
На отечественном рынке с 2019 по 2020 года рост составил около 15%.
Большое влияние на рынок шин в России оказало подписание В. Путиным Указа о внедрении компании «Российский экологический фактор», предполагающей сбор, переработку и утилизацию мусора. Это повлекло за собой дополнительные расходы для заводов-изготовителей и поставщиков шин.
Как устроена система
Ввод в действие маркировки товаров с нанесением цифровых кодов было осуществлено несколько лет назад, чтобы исключить ввоз на территорию страны поддельной и контрафактной продукции. Изначально система коснулась только лекарств, изделий из меха, сигарет, а также легкой промышленности.
Вступление в силу обязательной маркировки шин потребовало введения ряда изменений в обороте продукции. Все покрышки теперь будут маркироваться уникальным кодом DataMatrix. Он содержит всю важную информацию: страну и дату поставки (если товар ввезен из-за рубежа), производителя, срок выпуска и другие данные. Каждый такой код является уникальным, и сгенерировать его аналог невозможно. По таким кодам налоговая может отслеживать все, что происходит с шинами: ввоз, передачу на хранение, продажу конечному потребителю, а также исключение из оборота. Схема движения товарных единиц аналогична другой продукции, принимающей участие в проектах по маркировке, – государство отслеживает самостоятельно цепочку перемещения от производства до продажи потребителю.
Около 40% выпускаемых шин относится к внутреннему отечественному производству, а 80% автомобильной продукции выпускается на территории трех регионов. 60% отведено зарубежным производителям, в том числе и тем, чьи производственные мощности находятся в РФ.
Какие шины попадают под маркировку
На основании постановления Правительства РФ No 792-р под Закон попадают все резиновые, полу- и пневматические шины для:
-
легковых авто;
-
автобусов;
-
мототехники;
-
лесозаготовительной, сельскохозяйственной и строительной техники.
С июня 2019 года до старта обязательной маркировки был проведен пилотный проект, задачей которого стал выбор средств идентификации и определение товаров, отвечающих критериям для изготовителей и поставщиков шин. Проведена проверка процедуры на практике, отработана технология ее проведения. Пилотный проект также дал возможность отрасли комфортно и неспешно перейти на обязательную маркировку. На базе ЦПРТ была сформирована рабочая группа, состоящая из крупных производителей, импортеров, индивидуальных предпринимателей, которая проработала более 9000 кодов и выбрала наиболее оптимальный вариант, отвечающий экономическим показателям: DataMatrix на этикетке в качестве основного и RFID – дополнительного.
Окончательные сроки внедрения
Несмотря на то, что внедрение проекта начало действовать с конца 2019 года, не все товары должны быть промаркированы, начиная с этой даты. Система внедряется в несколько этапов:
-
Регистрация всех участников до конца марта 2020 года.
-
Начало процесса маркировки ввозимой продукции.
-
Нанесение кодов на розничные позиции.
К 1 ноября 2020 года планируется окончательно завершить маркировку шин в старых партиях, которые еще будут находиться в продаже к этому времени.
К окончанию внедрения системы все шины на отечественном рынке должны иметь нанесенные коды.
Цели внедрения
В настоящее время большая часть российского рынка является теневым, а большой объем товаров ввозится в страну нелегально, увеличивается количество подделок. Система маркировки шин 2020 была создана с целью выведения из оборота подделок, повышения прибыли честных производителей, улучшения экономики и увеличения отчисления налогов. В итоге введение системы станет прибыльным для бизнеса, государства и покупателя.
Для легального бизнеса маркировка имеет следующие преимущества:
-
получение новой доли рынка и защита репутации бренда;
-
сокращение издержек, автоматизация всех процессов;
-
упрощение логистики, сокращение сроков поставок;
-
полный контроль за учетом и движением товаров в автоматизированном режиме;
-
ликвидация лишних звеньев в системе продаж, сокращение количества сотрудников;
-
тотальный контроль над потерей продукции, оптимизация бизнес-процессов.
Потребитель в свою очередь может самостоятельно получить информацию о производителе товара, посмотреть сертификаты, соответствие стандартам качества и другие данные.
Полноценный доступ к информации увеличивает лояльность покупателей, повышается доверие к поставщику. Кроме того, маркировка выступает неким показателем качества и подлинности продукции. Общественный контроль создает барьер на пути к ввозу нелегальной продукции, а возможность отслеживать данные в режиме онлайн повышает рост сборов на таможне.
Читайте также:
Как продавать маркированный товар |
Участники должны иметь:
-
Сканер для считывания информации со шрих-кодов при получении или реализации товаров.
-
Принтер с функцией печати этикеток.
-
Онлайн-кассу, чтобы регистрировать данные об отпуске шин в розницу.
-
Программу с доступом к электронному обороту документов.
-
Товароучетную систему.
Кому нужно регистрировать чеки в информационной базе?
Регистрация шин происходит в подсистеме единого каталога РФ. Эта подсистема является частью Государственной информационной базы мониторинга с централизованной организацией хранения данных.
Нанесение кодов осуществляется:
-
Производителями при выпуске новой партии шин до того, как их отгрузят для продажи.
-
Импортерами – до пересечения границы и начала прохождения таможни.
-
Розничными продавцами – в данном случае маркируются старые шины из непромаркированных партий, возврат товара, когда код не читается или поврежден.
-
Комиссионерами во время приема товара от физлиц.
Особенности работы системы
Когда производитель выпускает очередную партию товара, он обязан промаркировать упаковку индивидуальной меткой-идентификатором. Она представляет собой код DataMatrix, сгенерированный оператором ЦРПТ. В коде содержится специальный криптографический ключ, защищающий товар от подделок.
Производитель передает сведения о товаре в систему и вводит товар в оборот. Туда также поступают и данные о продаже. Это может быть выполнено несколькими способами:
-
интеграцией учетной записи с личным кабинетом;
-
созданием документа, подтвержденным электронной подписью.
В процессе приемки товара оптовиком, им осуществляется сверка кодов, прописанных в документе и нанесенных на товар. Если данные совпадают, товар принимается, и ставится электронная подпись. Чтобы информация о начале реализации шин отобразились в системе, не нужно дополнительно оформлять документы, нужно всего лишь зафиксировать продажу через онлайн-кассу. Через нее данные поступят оператору, который передаст их в систему маркировки. Таким образом произойдет списание шин с баланса предприятия.
Данные для мониторинговой системы
Чтобы получить маркировочные коды, необходимо предварительно предоставить точное описание товаров по нескольким параметрам. Новые шины регистрируются по 13 пунктам, остатки – по 4.
Для регистрации шин и покрышек нужно предоставить:
-
ИНН;
-
код GTIN;
-
оригинальное название товара;
-
код ТН ВЭД, состоящий из 4 цифр;
-
ширину профиля;
-
отношение высоты профиля к ширине;
-
диаметр колеса;
-
конструктивные особенности каркаса;
-
скоростные показатели;
-
индекс нагрузки;
-
сезон использования;
-
тип шины в зависимости от метода герметизации.
Дополнительно к списку по желанию можно приложить фото шин с нескольких ракурсов.
Каждая единица товара уникальна, поэтому для нее назначается отдельный код, независимо от того, разные или одинаковые позиции находятся в упаковке. После получения печати кодов, они клеятся на упаковки. Срок хранения выпущенных кодов – 90 суток и за это время они обязаны быть нанесены на товар. После того, как все коды находятся в обороте, налоговая сможет отслеживать их отображение в системе Честный ЗНАК.
Стоимость создания кода для выпущенного товара составляет 50 коп без НДС. Для остатков (шин, изготовленных до внедрения маркировки), генерация осуществляется бесплатно.
Когда необходима перемаркировка?
Данный процесс производится всеми членами оборота при купле или продаже. В перемаркировке также принимают участие позиции, вводимые в реализацию после возврата покупателем, в результате потери или повреждения кодов идентификации, при отсутствии которых невозможно произвести их распознавание.
Идентификационная метка не должна печататься на прозрачной пленке или любом другом оберточном материале, отделяться или быть перекрыта другой информацией.
Штрафы за нарушение правил маркировки
Несмотря на то, что процесс введения обязательной маркировки шин еще не завершен до конца, многие участники уже могут получить штрафы за несоблюдение Закона. При отсутствии маркировки:
-
для физических лиц: 2 000-4 000 руб.;
-
для ИП – 5 000-10 000 руб.;
-
для юридических лиц – 50 000-300 000 руб.
При неверном проставлении или отсутствии перечня необходимых данных:
-
для ИП – 5 000-10 000 руб.;
-
для юридических лиц – 50 000-100 000 руб.
Вся продукция без маркировки изымается без возврата предпринимателю.
Компания «ЭТИМ» поставит необходимое оборудование, необходимое для быстрого и профессионального внедрения системы. Мы окажем консультативную поддержку, расскажем о нововведениях и посоветуем, какое программное обеспечение лучше всего выбрать. Чтобы разобраться со всеми тонкостями обязательной маркировки товаров, обращайтесь по номеру +7 812 325-53-00.